Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в 2025 году
Содержание
Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ИИВ) — это обязательная процедура для предприятий, осуществляющих деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).
Проведение инвентаризации необходимо для всех объектов, подпадающих под действие природоохранного законодательства. Согласно статье 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объекты НВОС делятся на четыре категории в зависимости от уровня негативного воздействия, и каждая организация, ведущая хозяйственную деятельность, обязана встать на учёт в федеральном или региональном реестре объектов НВОС.
Корректно выполненная инвентаризация позволяет:
- определить все источники выбросов загрязняющих веществ;
- провести расчёты объёмов и состава выбросов с применением методик и измерительного оборудования;
- сформировать отчет, необходимый для разработки экологической документации (ПДВ, СЗЗ);
- выстроить план мероприятий по снижению вредных выбросов и повысить экологическую безопасность предприятия;
- избежать приостановки деятельности и предотвратить штрафные санкции со стороны надзорных органов.
Инвентаризация выбросов играет ключевую роль в системе экологического менеджмента предприятия. Это не просто инструмент контроля, а основа для принятия управленческих решений в области охраны атмосферного воздуха. Благодаря ей организация получает объективную картину состояния выбросов и может эффективно разрабатывать меры по снижению техногенной нагрузки на окружающую среду.
Нормативно-правовая база
Комплексные решения для учета и сокращения выбросов в ГК Потенциал
Источники выбросов: типы и виды
Источники выбросов загрязняющих веществ классифицируются по нескольким признакам — по способу выброса в атмосферу и по форме распределения потока загрязняющих веществ.
По способу выброса:
- Организованные источники выбросов — это точки, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферу направленным потоком через специальные технические устройства (трубы, вентиляционные шахты, газоходы и т.п.).
- Неорганизованные источники выбросов — это источники, из которых загрязняющие вещества попадают в атмосферу в составе ненаправленных потоков. Пример — карьеры, места хранения сыпучих материалов, пыление от хвостохранилищ или площадки погрузки.
По пространственному признаку:
- Точечные источники — выбросы происходят из одной точки, например, из дымовой трубы или вентиляционного отверстия.
- Линейные источники — выбросы происходят вдоль протяжённой линии, например, аэрационные фонари или железнодорожные пути.
- Площадные источники — выбросы происходят с поверхности, имеющей ширину и длину, например, автопарковки, склады, полигоны ТБО.
Стационарные источники выбросов (СИВ)
- Стационарные источники выбросов — это устройства и сооружения, расположенные на одном месте и используемые в производственном процессе.
- Организованные ИЗАВ — выбросы через трубы, вентиляционные шахты, газоходы.
- Неорганизованные ИЗАВ — выбросы с открытых площадок, складов, карьеров.
- Линейные ИЗАВ — выбросы вдоль протяжённой линии: аэрационные фонари, галереи, транспортные конвейеры.
Передвижные источники выбросов (ПИВ)
- Передвижные источники выбросов — это транспортные средства и механизмы, работающие на топливе, в том числе:
- Автомобили, строительная, сельскохозяйственная, дорожная техника;
- Самолёты и воздушные суда;
- Железнодорожный транспорт;
- Водный транспорт.
- Выбросы от ПИВ учитываются, если техника эксплуатируется на объекте НВОС и принадлежит организации.
Инвентаризация проводится в течение двух лет после ввода объекта в эксплуатацию. По её итогам составляется отчет с данными о выбросах, необходимыми для принятия экологических решений.
Кому требуется инвентаризация выбросов
Инвентаризация необходима для всех объектов, которые могут оказывать негативное воздействие на атмосферный воздух, независимо от отрасли или формы собственности. Согласно действующему законодательству, проведение инвентаризации требуется:
- Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, чья деятельность связана с эксплуатацией стационарных или передвижных источников выбросов загрязняющих веществ;
- Организациям, включённым в реестр объектов НВОС I–III категории;
- Предприятиям, планирующим разработку проектов ПДВ, санитарно-защитных зон (СЗЗ) и иной экологической документации;
- Новым объектам, вводимым в эксплуатацию — инвентаризация должна быть проведена в течение двух лет с момента ввода;
- Субъектам, в отношении которых осуществляется государственный экологический надзор или требуется подтверждение актуальных данных о выбросах.
Освобождаются от проведения инвентаризации только объекты IV категории, не оказывающие значимого воздействия на окружающую среду и не имеющие источников выбросов.
Кто может выполнить инвентаризацию выбросов
Организация может провести инвентаризацию выбросов собственными силами, но только при наличии в штате квалифицированного инженера-эколога, знакомого с актуальным природоохранным законодательством и методиками расчета выбросов. На практике такая возможность есть далеко не у всех предприятий.
Поэтому чаще всего для выполнения инвентаризации привлекаются специализированные экологические компании. Такие организации обладают:
- необходимой аккредитацией и лицензиями;
- штатом профильных специалистов (экологи, химики, инженеры);
- опытом работы с источниками выбросов, сбросами, отходами;
- доступом к утвержденным методикам и современному измерительному оборудованию.
Инженер, выполняющий инвентаризацию, должен не только знать экологические нормы, но и уметь работать с программами расчета и проводить инструментальные замеры в соответствии с требованиями законодательства.
Это гарантирует корректность расчётов и правомерность итогового отчета, который принимается надзорными органами без замечаний.
Этапы инвентаризации выбросов
-
Первичный сбор исходных данных и подготовка к выезду эколога на объект
Инженер-эколог запрашивает информацию о деятельности предприятия, выпускаемой продукции, наличии источников выбросов, документации и т.д. После этого специалист выезжает на объект.
-
Обследование территории объекта и выявление источников выбросов
Проводится визуальный осмотр всех производственных и вспомогательных зон, фиксируются все стационарные и возможные передвижные источники выбросов, документируются условия их функционирования.
-
Обработка и структурирование полученных данных
Эколог анализирует собранные сведения и готовит основу для расчётов: определяет перечень веществ, объемы, режимы работы оборудования и параметры выбросов.
-
Определение характеристик выбросов: расчёты и/или замеры
В зависимости от типа источников (организованные, неорганизованные, ПИВ) применяются утвержденные методики расчета или выполняются замеры. Для организованных источников дополнительно оформляются протоколы замеров.
-
Оформление результатов в виде отчета
Все данные сводятся в единый отчет об инвентаризации источников выбросов, который впоследствии используется при разработке проекта ПДВ и других экологических документов.
Когда требуется корректировка инвентаризации
Корректировка данных инвентаризации выбросов требуется в следующих случаях:
- Изменение технологических процессов, оборудования или используемого сырья, повлекшее за собой изменение состава и/или объема выбросов;
- Несоответствие между данными, указанными в ранее составленном отчете, и фактическими характеристиками выбросов;
- Установка, замена или вывод из эксплуатации газоочистных установок и систем фильтрации, влияющих на объём и состав выбросов;
- Внесение изменений в природоохранное законодательство, в том числе в методики расчета выбросов, влекущих за собой необходимость пересмотра данных;
- Иные случаи, предусмотренные правилами эксплуатации оборудования или предписаниями надзорных органов.
Если корректировка необходима, её следует провести не позднее одного года с момента наступления соответствующих изменений.
Особенности проведения инвентаризации выбросов
Проведение инвентаризации включает ряд нюансов, которые важно учитывать для соблюдения законодательства и получения корректных результатов:
-
Необходимо правильно выбирать метод — расчётный или инструментальный — в зависимости от типа источника. Для организованных источников с установленными пыле- и газоочистными установками (ПГУ) применяются исключительно инструментальные замеры.
-
Все организованные источники в большинстве случаев подлежат обследованию инструментальным способом.
-
Если на объекте есть передвижные источники (транспорт), их необходимо учитывать отдельно в соответствии с требованиями Приказа № 871. В ряде случаев ранее составленные отчёты подлежат корректировке.
-
Все сведения, включаемые в отчёт, должны быть подтверждены исходными данными предприятия:
- паспортами оборудования;
- сертификатами качества;
- результатами испытаний;
- проектной документацией;
- результатами инструментальных замеров.
Следование этим требованиям позволяет обеспечить достоверность отчёта и избежать замечаний со стороны контролирующих органов.
Ответственность и штрафы
Нарушения экологического законодательства могут повлечь за собой штрафы и приостановку деятельности предприятия.
Если предприятие осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферу без отчета об инвентаризации:
- до 100 000 рублей по статье 8.1 КоАП РФ;
- до 80 000 рублей по статье 8.5 КоАП РФ за сокрытие или искажение экологической информации.
В тяжёлых случаях возможно привлечение к ответственности по статье 251 УК РФ — за загрязнение атмосферы, с санкциями вплоть до обязательных работ или ареста.
При повторных нарушениях или игнорировании предписаний надзорных органов деятельность предприятия может быть временно приостановлена. Размер штрафов по КоАП РФ составляет:
- Для должностных лиц — от 2 000 до 5 000 рублей;
- Для юридических лиц — от 20 000 до 100 000 рублей.
Отчет об инвентаризации источников выбросов
Отчет об инвентаризации — это итоговый документ, включающий полную информацию о выявленных источниках выбросов, их характеристиках, объемах и составе выбрасываемых загрязняющих веществ. Он используется как исходный документ для постановки объекта на государственный учет и присвоения ему категории воздействия (свидетельство НВОС).
Документ служит основанием для разработки проектов:
- предельно допустимых выбросов (ПДВ);
- санитарно-защитной зоны (СЗЗ);
- программы производственного экологического контроля (ПЭК);
- плана снижения выбросов при неблагоприятных метеоусловиях (НМУ);
- комплексного экологического разрешения (КЭР).
Кроме того, на основании данных отчета производится расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также заполняется ежегодная форма статистической отчетности — 2-ТП (воздух).
Качественно подготовленный отчет помогает не только выполнить требования законодательства, но и наладить системный экологический контроль на предприятии.
Array
(
[DETAIL_TEXT] => Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ИИВ) — это обязательная процедура для предприятий, осуществляющих деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).
Проведение инвентаризации необходимо для всех объектов, подпадающих под действие природоохранного законодательства. Согласно статье 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объекты НВОС делятся на четыре категории в зависимости от уровня негативного воздействия, и каждая организация, ведущая хозяйственную деятельность, обязана встать на учёт в федеральном или региональном реестре объектов НВОС.
Корректно выполненная инвентаризация позволяет:
- определить все источники выбросов загрязняющих веществ;
- провести расчёты объёмов и состава выбросов с применением методик и измерительного оборудования;
- сформировать отчет, необходимый для разработки экологической документации (ПДВ, СЗЗ);
- выстроить план мероприятий по снижению вредных выбросов и повысить экологическую безопасность предприятия;
- избежать приостановки деятельности и предотвратить штрафные санкции со стороны надзорных органов.
Инвентаризация выбросов играет ключевую роль в системе экологического менеджмента предприятия. Это не просто инструмент контроля, а основа для принятия управленческих решений в области охраны атмосферного воздуха. Благодаря ей организация получает объективную картину состояния выбросов и может эффективно разрабатывать меры по снижению техногенной нагрузки на окружающую среду.
Нормативно-правовая база
Комплексные решения для учета и сокращения выбросов в ГК Потенциал
Источники выбросов: типы и виды
Источники выбросов загрязняющих веществ классифицируются по нескольким признакам — по способу выброса в атмосферу и по форме распределения потока загрязняющих веществ.
По способу выброса:
- Организованные источники выбросов — это точки, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферу направленным потоком через специальные технические устройства (трубы, вентиляционные шахты, газоходы и т.п.).
- Неорганизованные источники выбросов — это источники, из которых загрязняющие вещества попадают в атмосферу в составе ненаправленных потоков. Пример — карьеры, места хранения сыпучих материалов, пыление от хвостохранилищ или площадки погрузки.
По пространственному признаку:
- Точечные источники — выбросы происходят из одной точки, например, из дымовой трубы или вентиляционного отверстия.
- Линейные источники — выбросы происходят вдоль протяжённой линии, например, аэрационные фонари или железнодорожные пути.
- Площадные источники — выбросы происходят с поверхности, имеющей ширину и длину, например, автопарковки, склады, полигоны ТБО.
Стационарные источники выбросов (СИВ)
- Стационарные источники выбросов — это устройства и сооружения, расположенные на одном месте и используемые в производственном процессе.
- Организованные ИЗАВ — выбросы через трубы, вентиляционные шахты, газоходы.
- Неорганизованные ИЗАВ — выбросы с открытых площадок, складов, карьеров.
- Линейные ИЗАВ — выбросы вдоль протяжённой линии: аэрационные фонари, галереи, транспортные конвейеры.
Передвижные источники выбросов (ПИВ)
- Передвижные источники выбросов — это транспортные средства и механизмы, работающие на топливе, в том числе:
- Автомобили, строительная, сельскохозяйственная, дорожная техника;
- Самолёты и воздушные суда;
- Железнодорожный транспорт;
- Водный транспорт.
- Выбросы от ПИВ учитываются, если техника эксплуатируется на объекте НВОС и принадлежит организации.
Инвентаризация проводится в течение двух лет после ввода объекта в эксплуатацию. По её итогам составляется отчет с данными о выбросах, необходимыми для принятия экологических решений.
Кому требуется инвентаризация выбросов
Инвентаризация необходима для всех объектов, которые могут оказывать негативное воздействие на атмосферный воздух, независимо от отрасли или формы собственности. Согласно действующему законодательству, проведение инвентаризации требуется:
- Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, чья деятельность связана с эксплуатацией стационарных или передвижных источников выбросов загрязняющих веществ;
- Организациям, включённым в реестр объектов НВОС I–III категории;
- Предприятиям, планирующим разработку проектов ПДВ, санитарно-защитных зон (СЗЗ) и иной экологической документации;
- Новым объектам, вводимым в эксплуатацию — инвентаризация должна быть проведена в течение двух лет с момента ввода;
- Субъектам, в отношении которых осуществляется государственный экологический надзор или требуется подтверждение актуальных данных о выбросах.
Освобождаются от проведения инвентаризации только объекты IV категории, не оказывающие значимого воздействия на окружающую среду и не имеющие источников выбросов.
Кто может выполнить инвентаризацию выбросов
Организация может провести инвентаризацию выбросов собственными силами, но только при наличии в штате квалифицированного инженера-эколога, знакомого с актуальным природоохранным законодательством и методиками расчета выбросов. На практике такая возможность есть далеко не у всех предприятий.
Поэтому чаще всего для выполнения инвентаризации привлекаются специализированные экологические компании. Такие организации обладают:
- необходимой аккредитацией и лицензиями;
- штатом профильных специалистов (экологи, химики, инженеры);
- опытом работы с источниками выбросов, сбросами, отходами;
- доступом к утвержденным методикам и современному измерительному оборудованию.
Инженер, выполняющий инвентаризацию, должен не только знать экологические нормы, но и уметь работать с программами расчета и проводить инструментальные замеры в соответствии с требованиями законодательства.
Это гарантирует корректность расчётов и правомерность итогового отчета, который принимается надзорными органами без замечаний.
Этапы инвентаризации выбросов
-
Первичный сбор исходных данных и подготовка к выезду эколога на объект
Инженер-эколог запрашивает информацию о деятельности предприятия, выпускаемой продукции, наличии источников выбросов, документации и т.д. После этого специалист выезжает на объект.
-
Обследование территории объекта и выявление источников выбросов
Проводится визуальный осмотр всех производственных и вспомогательных зон, фиксируются все стационарные и возможные передвижные источники выбросов, документируются условия их функционирования.
-
Обработка и структурирование полученных данных
Эколог анализирует собранные сведения и готовит основу для расчётов: определяет перечень веществ, объемы, режимы работы оборудования и параметры выбросов.
-
Определение характеристик выбросов: расчёты и/или замеры
В зависимости от типа источников (организованные, неорганизованные, ПИВ) применяются утвержденные методики расчета или выполняются замеры. Для организованных источников дополнительно оформляются протоколы замеров.
-
Оформление результатов в виде отчета
Все данные сводятся в единый отчет об инвентаризации источников выбросов, который впоследствии используется при разработке проекта ПДВ и других экологических документов.
Когда требуется корректировка инвентаризации
Корректировка данных инвентаризации выбросов требуется в следующих случаях:
- Изменение технологических процессов, оборудования или используемого сырья, повлекшее за собой изменение состава и/или объема выбросов;
- Несоответствие между данными, указанными в ранее составленном отчете, и фактическими характеристиками выбросов;
- Установка, замена или вывод из эксплуатации газоочистных установок и систем фильтрации, влияющих на объём и состав выбросов;
- Внесение изменений в природоохранное законодательство, в том числе в методики расчета выбросов, влекущих за собой необходимость пересмотра данных;
- Иные случаи, предусмотренные правилами эксплуатации оборудования или предписаниями надзорных органов.
Если корректировка необходима, её следует провести не позднее одного года с момента наступления соответствующих изменений.
Особенности проведения инвентаризации выбросов
Проведение инвентаризации включает ряд нюансов, которые важно учитывать для соблюдения законодательства и получения корректных результатов:
-
Необходимо правильно выбирать метод — расчётный или инструментальный — в зависимости от типа источника. Для организованных источников с установленными пыле- и газоочистными установками (ПГУ) применяются исключительно инструментальные замеры.
-
Все организованные источники в большинстве случаев подлежат обследованию инструментальным способом.
-
Если на объекте есть передвижные источники (транспорт), их необходимо учитывать отдельно в соответствии с требованиями Приказа № 871. В ряде случаев ранее составленные отчёты подлежат корректировке.
-
Все сведения, включаемые в отчёт, должны быть подтверждены исходными данными предприятия:
- паспортами оборудования;
- сертификатами качества;
- результатами испытаний;
- проектной документацией;
- результатами инструментальных замеров.
Следование этим требованиям позволяет обеспечить достоверность отчёта и избежать замечаний со стороны контролирующих органов.
Ответственность и штрафы
Нарушения экологического законодательства могут повлечь за собой штрафы и приостановку деятельности предприятия.
Если предприятие осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферу без отчета об инвентаризации:
- до 100 000 рублей по статье 8.1 КоАП РФ;
- до 80 000 рублей по статье 8.5 КоАП РФ за сокрытие или искажение экологической информации.
В тяжёлых случаях возможно привлечение к ответственности по статье 251 УК РФ — за загрязнение атмосферы, с санкциями вплоть до обязательных работ или ареста.
При повторных нарушениях или игнорировании предписаний надзорных органов деятельность предприятия может быть временно приостановлена. Размер штрафов по КоАП РФ составляет:
- Для должностных лиц — от 2 000 до 5 000 рублей;
- Для юридических лиц — от 20 000 до 100 000 рублей.
Отчет об инвентаризации источников выбросов
Отчет об инвентаризации — это итоговый документ, включающий полную информацию о выявленных источниках выбросов, их характеристиках, объемах и составе выбрасываемых загрязняющих веществ. Он используется как исходный документ для постановки объекта на государственный учет и присвоения ему категории воздействия (свидетельство НВОС).
Документ служит основанием для разработки проектов:
- предельно допустимых выбросов (ПДВ);
- санитарно-защитной зоны (СЗЗ);
- программы производственного экологического контроля (ПЭК);
- плана снижения выбросов при неблагоприятных метеоусловиях (НМУ);
- комплексного экологического разрешения (КЭР).
Кроме того, на основании данных отчета производится расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также заполняется ежегодная форма статистической отчетности — 2-ТП (воздух).
Качественно подготовленный отчет помогает не только выполнить требования законодательства, но и наладить системный экологический контроль на предприятии.
[~DETAIL_TEXT] =>
Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ИИВ) — это обязательная процедура для предприятий, осуществляющих деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).
Проведение инвентаризации необходимо для всех объектов, подпадающих под действие природоохранного законодательства. Согласно статье 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объекты НВОС делятся на четыре категории в зависимости от уровня негативного воздействия, и каждая организация, ведущая хозяйственную деятельность, обязана встать на учёт в федеральном или региональном реестре объектов НВОС.
Корректно выполненная инвентаризация позволяет:
- определить все источники выбросов загрязняющих веществ;
- провести расчёты объёмов и состава выбросов с применением методик и измерительного оборудования;
- сформировать отчет, необходимый для разработки экологической документации (ПДВ, СЗЗ);
- выстроить план мероприятий по снижению вредных выбросов и повысить экологическую безопасность предприятия;
- избежать приостановки деятельности и предотвратить штрафные санкции со стороны надзорных органов.
Инвентаризация выбросов играет ключевую роль в системе экологического менеджмента предприятия. Это не просто инструмент контроля, а основа для принятия управленческих решений в области охраны атмосферного воздуха. Благодаря ей организация получает объективную картину состояния выбросов и может эффективно разрабатывать меры по снижению техногенной нагрузки на окружающую среду.
Нормативно-правовая база
Комплексные решения для учета и сокращения выбросов в ГК Потенциал
Источники выбросов: типы и виды
Источники выбросов загрязняющих веществ классифицируются по нескольким признакам — по способу выброса в атмосферу и по форме распределения потока загрязняющих веществ.
По способу выброса:
- Организованные источники выбросов — это точки, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферу направленным потоком через специальные технические устройства (трубы, вентиляционные шахты, газоходы и т.п.).
- Неорганизованные источники выбросов — это источники, из которых загрязняющие вещества попадают в атмосферу в составе ненаправленных потоков. Пример — карьеры, места хранения сыпучих материалов, пыление от хвостохранилищ или площадки погрузки.
По пространственному признаку:
- Точечные источники — выбросы происходят из одной точки, например, из дымовой трубы или вентиляционного отверстия.
- Линейные источники — выбросы происходят вдоль протяжённой линии, например, аэрационные фонари или железнодорожные пути.
- Площадные источники — выбросы происходят с поверхности, имеющей ширину и длину, например, автопарковки, склады, полигоны ТБО.
Стационарные источники выбросов (СИВ)
- Стационарные источники выбросов — это устройства и сооружения, расположенные на одном месте и используемые в производственном процессе.
- Организованные ИЗАВ — выбросы через трубы, вентиляционные шахты, газоходы.
- Неорганизованные ИЗАВ — выбросы с открытых площадок, складов, карьеров.
- Линейные ИЗАВ — выбросы вдоль протяжённой линии: аэрационные фонари, галереи, транспортные конвейеры.
Передвижные источники выбросов (ПИВ)
- Передвижные источники выбросов — это транспортные средства и механизмы, работающие на топливе, в том числе:
- Автомобили, строительная, сельскохозяйственная, дорожная техника;
- Самолёты и воздушные суда;
- Железнодорожный транспорт;
- Водный транспорт.
- Выбросы от ПИВ учитываются, если техника эксплуатируется на объекте НВОС и принадлежит организации.
Инвентаризация проводится в течение двух лет после ввода объекта в эксплуатацию. По её итогам составляется отчет с данными о выбросах, необходимыми для принятия экологических решений.
Кому требуется инвентаризация выбросов
Инвентаризация необходима для всех объектов, которые могут оказывать негативное воздействие на атмосферный воздух, независимо от отрасли или формы собственности. Согласно действующему законодательству, проведение инвентаризации требуется:
- Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, чья деятельность связана с эксплуатацией стационарных или передвижных источников выбросов загрязняющих веществ;
- Организациям, включённым в реестр объектов НВОС I–III категории;
- Предприятиям, планирующим разработку проектов ПДВ, санитарно-защитных зон (СЗЗ) и иной экологической документации;
- Новым объектам, вводимым в эксплуатацию — инвентаризация должна быть проведена в течение двух лет с момента ввода;
- Субъектам, в отношении которых осуществляется государственный экологический надзор или требуется подтверждение актуальных данных о выбросах.
Освобождаются от проведения инвентаризации только объекты IV категории, не оказывающие значимого воздействия на окружающую среду и не имеющие источников выбросов.
Кто может выполнить инвентаризацию выбросов
Организация может провести инвентаризацию выбросов собственными силами, но только при наличии в штате квалифицированного инженера-эколога, знакомого с актуальным природоохранным законодательством и методиками расчета выбросов. На практике такая возможность есть далеко не у всех предприятий.
Поэтому чаще всего для выполнения инвентаризации привлекаются специализированные экологические компании. Такие организации обладают:
- необходимой аккредитацией и лицензиями;
- штатом профильных специалистов (экологи, химики, инженеры);
- опытом работы с источниками выбросов, сбросами, отходами;
- доступом к утвержденным методикам и современному измерительному оборудованию.
Инженер, выполняющий инвентаризацию, должен не только знать экологические нормы, но и уметь работать с программами расчета и проводить инструментальные замеры в соответствии с требованиями законодательства.
Это гарантирует корректность расчётов и правомерность итогового отчета, который принимается надзорными органами без замечаний.
Этапы инвентаризации выбросов
-
Первичный сбор исходных данных и подготовка к выезду эколога на объект
Инженер-эколог запрашивает информацию о деятельности предприятия, выпускаемой продукции, наличии источников выбросов, документации и т.д. После этого специалист выезжает на объект.
-
Обследование территории объекта и выявление источников выбросов
Проводится визуальный осмотр всех производственных и вспомогательных зон, фиксируются все стационарные и возможные передвижные источники выбросов, документируются условия их функционирования.
-
Обработка и структурирование полученных данных
Эколог анализирует собранные сведения и готовит основу для расчётов: определяет перечень веществ, объемы, режимы работы оборудования и параметры выбросов.
-
Определение характеристик выбросов: расчёты и/или замеры
В зависимости от типа источников (организованные, неорганизованные, ПИВ) применяются утвержденные методики расчета или выполняются замеры. Для организованных источников дополнительно оформляются протоколы замеров.
-
Оформление результатов в виде отчета
Все данные сводятся в единый отчет об инвентаризации источников выбросов, который впоследствии используется при разработке проекта ПДВ и других экологических документов.
Когда требуется корректировка инвентаризации
Корректировка данных инвентаризации выбросов требуется в следующих случаях:
- Изменение технологических процессов, оборудования или используемого сырья, повлекшее за собой изменение состава и/или объема выбросов;
- Несоответствие между данными, указанными в ранее составленном отчете, и фактическими характеристиками выбросов;
- Установка, замена или вывод из эксплуатации газоочистных установок и систем фильтрации, влияющих на объём и состав выбросов;
- Внесение изменений в природоохранное законодательство, в том числе в методики расчета выбросов, влекущих за собой необходимость пересмотра данных;
- Иные случаи, предусмотренные правилами эксплуатации оборудования или предписаниями надзорных органов.
Если корректировка необходима, её следует провести не позднее одного года с момента наступления соответствующих изменений.
Особенности проведения инвентаризации выбросов
Проведение инвентаризации включает ряд нюансов, которые важно учитывать для соблюдения законодательства и получения корректных результатов:
-
Необходимо правильно выбирать метод — расчётный или инструментальный — в зависимости от типа источника. Для организованных источников с установленными пыле- и газоочистными установками (ПГУ) применяются исключительно инструментальные замеры.
-
Все организованные источники в большинстве случаев подлежат обследованию инструментальным способом.
-
Если на объекте есть передвижные источники (транспорт), их необходимо учитывать отдельно в соответствии с требованиями Приказа № 871. В ряде случаев ранее составленные отчёты подлежат корректировке.
-
Все сведения, включаемые в отчёт, должны быть подтверждены исходными данными предприятия:
- паспортами оборудования;
- сертификатами качества;
- результатами испытаний;
- проектной документацией;
- результатами инструментальных замеров.
Следование этим требованиям позволяет обеспечить достоверность отчёта и избежать замечаний со стороны контролирующих органов.
Ответственность и штрафы
Нарушения экологического законодательства могут повлечь за собой штрафы и приостановку деятельности предприятия.
Если предприятие осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферу без отчета об инвентаризации:
- до 100 000 рублей по статье 8.1 КоАП РФ;
- до 80 000 рублей по статье 8.5 КоАП РФ за сокрытие или искажение экологической информации.
В тяжёлых случаях возможно привлечение к ответственности по статье 251 УК РФ — за загрязнение атмосферы, с санкциями вплоть до обязательных работ или ареста.
При повторных нарушениях или игнорировании предписаний надзорных органов деятельность предприятия может быть временно приостановлена. Размер штрафов по КоАП РФ составляет:
- Для должностных лиц — от 2 000 до 5 000 рублей;
- Для юридических лиц — от 20 000 до 100 000 рублей.
Отчет об инвентаризации источников выбросов
Отчет об инвентаризации — это итоговый документ, включающий полную информацию о выявленных источниках выбросов, их характеристиках, объемах и составе выбрасываемых загрязняющих веществ. Он используется как исходный документ для постановки объекта на государственный учет и присвоения ему категории воздействия (свидетельство НВОС).
Документ служит основанием для разработки проектов:
- предельно допустимых выбросов (ПДВ);
- санитарно-защитной зоны (СЗЗ);
- программы производственного экологического контроля (ПЭК);
- плана снижения выбросов при неблагоприятных метеоусловиях (НМУ);
- комплексного экологического разрешения (КЭР).
Кроме того, на основании данных отчета производится расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также заполняется ежегодная форма статистической отчетности — 2-ТП (воздух).
Качественно подготовленный отчет помогает не только выполнить требования законодательства, но и наладить системный экологический контроль на предприятии.
[DETAIL_PICTURE] =>
[~DETAIL_PICTURE] =>
[DATE_ACTIVE_FROM] =>
[~DATE_ACTIVE_FROM] =>
[ID] => 950
[~ID] => 950
[NAME] => Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в 2025 году
[~NAME] => Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в 2025 году
[IBLOCK_ID] => 17
[~IBLOCK_ID] => 17
[IBLOCK_SECTION_ID] =>
[~IBLOCK_SECTION_ID] =>
[DETAIL_TEXT_TYPE] => html
[~DETAIL_TEXT_TYPE] => html
[PREVIEW_TEXT] =>
Разбираем, кому и когда необходимо проводить инвентаризацию источников выбросов, какие объекты подлежат учету, что включается в отчет и какие последствия грозят за его отсутствие. Простыми словами о требованиях законодательства в 2025 году.
[~PREVIEW_TEXT] =>
Разбираем, кому и когда необходимо проводить инвентаризацию источников выбросов, какие объекты подлежат учету, что включается в отчет и какие последствия грозят за его отсутствие. Простыми словами о требованиях законодательства в 2025 году.
[PREVIEW_TEXT_TYPE] => html
[~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html
[TIMESTAMP_X] => 26.05.2025 12:36:45
[~TIMESTAMP_X] => 26.05.2025 12:36:45
[ACTIVE_FROM_X] =>
[~ACTIVE_FROM_X] =>
[ACTIVE_FROM] =>
[~ACTIVE_FROM] =>
[LIST_PAGE_URL] => /articles/
[~LIST_PAGE_URL] => /articles/
[DETAIL_PAGE_URL] => /articles/inventarizatsiya-istochnikov-vybrosov-2025/
[~DETAIL_PAGE_URL] => /articles/inventarizatsiya-istochnikov-vybrosov-2025/
[LANG_DIR] => /
[~LANG_DIR] => /
[CODE] => inventarizatsiya-istochnikov-vybrosov-2025
[~CODE] => inventarizatsiya-istochnikov-vybrosov-2025
[EXTERNAL_ID] => 950
[~EXTERNAL_ID] => 950
[IBLOCK_TYPE_ID] => aspro_scorp_content
[~IBLOCK_TYPE_ID] => aspro_scorp_content
[IBLOCK_CODE] => aspro_scorp_articles
[~IBLOCK_CODE] => aspro_scorp_articles
[IBLOCK_EXTERNAL_ID] => aspro_scorp_articles_s1
[~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => aspro_scorp_articles_s1
[LID] => s1
[~LID] => s1
[NAV_RESULT] =>
[NAV_CACHED_DATA] =>
[DISPLAY_ACTIVE_FROM] =>
[IPROPERTY_VALUES] => Array
(
[SECTION_PAGE_TITLE] => Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в 2025 году
[ELEMENT_PAGE_TITLE] => Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в 2025 году
[SECTION_META_TITLE] => Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в 2025 году
[ELEMENT_META_TITLE] => Инвентаризация источников выбросов в атмосферу 2025: сроки, этапы, штрафы и требования
[ELEMENT_META_DESCRIPTION] => Кто обязан проводить инвентаризацию выбросов в 2025 году. Требования, этапы проведения проверки и корректировки. Как подготовить отчет и избежать штрафов — статья компании Потенциал ☎ +7 (905) 663-00-40
)
[FIELDS] => Array
(
[DETAIL_TEXT] =>
Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ИИВ) — это обязательная процедура для предприятий, осуществляющих деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).
Проведение инвентаризации необходимо для всех объектов, подпадающих под действие природоохранного законодательства. Согласно статье 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объекты НВОС делятся на четыре категории в зависимости от уровня негативного воздействия, и каждая организация, ведущая хозяйственную деятельность, обязана встать на учёт в федеральном или региональном реестре объектов НВОС.
Корректно выполненная инвентаризация позволяет:
- определить все источники выбросов загрязняющих веществ;
- провести расчёты объёмов и состава выбросов с применением методик и измерительного оборудования;
- сформировать отчет, необходимый для разработки экологической документации (ПДВ, СЗЗ);
- выстроить план мероприятий по снижению вредных выбросов и повысить экологическую безопасность предприятия;
- избежать приостановки деятельности и предотвратить штрафные санкции со стороны надзорных органов.
Инвентаризация выбросов играет ключевую роль в системе экологического менеджмента предприятия. Это не просто инструмент контроля, а основа для принятия управленческих решений в области охраны атмосферного воздуха. Благодаря ей организация получает объективную картину состояния выбросов и может эффективно разрабатывать меры по снижению техногенной нагрузки на окружающую среду.
Нормативно-правовая база
Комплексные решения для учета и сокращения выбросов в ГК Потенциал
Источники выбросов: типы и виды
Источники выбросов загрязняющих веществ классифицируются по нескольким признакам — по способу выброса в атмосферу и по форме распределения потока загрязняющих веществ.
По способу выброса:
- Организованные источники выбросов — это точки, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферу направленным потоком через специальные технические устройства (трубы, вентиляционные шахты, газоходы и т.п.).
- Неорганизованные источники выбросов — это источники, из которых загрязняющие вещества попадают в атмосферу в составе ненаправленных потоков. Пример — карьеры, места хранения сыпучих материалов, пыление от хвостохранилищ или площадки погрузки.
По пространственному признаку:
- Точечные источники — выбросы происходят из одной точки, например, из дымовой трубы или вентиляционного отверстия.
- Линейные источники — выбросы происходят вдоль протяжённой линии, например, аэрационные фонари или железнодорожные пути.
- Площадные источники — выбросы происходят с поверхности, имеющей ширину и длину, например, автопарковки, склады, полигоны ТБО.
Стационарные источники выбросов (СИВ)
- Стационарные источники выбросов — это устройства и сооружения, расположенные на одном месте и используемые в производственном процессе.
- Организованные ИЗАВ — выбросы через трубы, вентиляционные шахты, газоходы.
- Неорганизованные ИЗАВ — выбросы с открытых площадок, складов, карьеров.
- Линейные ИЗАВ — выбросы вдоль протяжённой линии: аэрационные фонари, галереи, транспортные конвейеры.
Передвижные источники выбросов (ПИВ)
- Передвижные источники выбросов — это транспортные средства и механизмы, работающие на топливе, в том числе:
- Автомобили, строительная, сельскохозяйственная, дорожная техника;
- Самолёты и воздушные суда;
- Железнодорожный транспорт;
- Водный транспорт.
- Выбросы от ПИВ учитываются, если техника эксплуатируется на объекте НВОС и принадлежит организации.
Инвентаризация проводится в течение двух лет после ввода объекта в эксплуатацию. По её итогам составляется отчет с данными о выбросах, необходимыми для принятия экологических решений.
Кому требуется инвентаризация выбросов
Инвентаризация необходима для всех объектов, которые могут оказывать негативное воздействие на атмосферный воздух, независимо от отрасли или формы собственности. Согласно действующему законодательству, проведение инвентаризации требуется:
- Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, чья деятельность связана с эксплуатацией стационарных или передвижных источников выбросов загрязняющих веществ;
- Организациям, включённым в реестр объектов НВОС I–III категории;
- Предприятиям, планирующим разработку проектов ПДВ, санитарно-защитных зон (СЗЗ) и иной экологической документации;
- Новым объектам, вводимым в эксплуатацию — инвентаризация должна быть проведена в течение двух лет с момента ввода;
- Субъектам, в отношении которых осуществляется государственный экологический надзор или требуется подтверждение актуальных данных о выбросах.
Освобождаются от проведения инвентаризации только объекты IV категории, не оказывающие значимого воздействия на окружающую среду и не имеющие источников выбросов.
Кто может выполнить инвентаризацию выбросов
Организация может провести инвентаризацию выбросов собственными силами, но только при наличии в штате квалифицированного инженера-эколога, знакомого с актуальным природоохранным законодательством и методиками расчета выбросов. На практике такая возможность есть далеко не у всех предприятий.
Поэтому чаще всего для выполнения инвентаризации привлекаются специализированные экологические компании. Такие организации обладают:
- необходимой аккредитацией и лицензиями;
- штатом профильных специалистов (экологи, химики, инженеры);
- опытом работы с источниками выбросов, сбросами, отходами;
- доступом к утвержденным методикам и современному измерительному оборудованию.
Инженер, выполняющий инвентаризацию, должен не только знать экологические нормы, но и уметь работать с программами расчета и проводить инструментальные замеры в соответствии с требованиями законодательства.
Это гарантирует корректность расчётов и правомерность итогового отчета, который принимается надзорными органами без замечаний.
Этапы инвентаризации выбросов
-
Первичный сбор исходных данных и подготовка к выезду эколога на объект
Инженер-эколог запрашивает информацию о деятельности предприятия, выпускаемой продукции, наличии источников выбросов, документации и т.д. После этого специалист выезжает на объект.
-
Обследование территории объекта и выявление источников выбросов
Проводится визуальный осмотр всех производственных и вспомогательных зон, фиксируются все стационарные и возможные передвижные источники выбросов, документируются условия их функционирования.
-
Обработка и структурирование полученных данных
Эколог анализирует собранные сведения и готовит основу для расчётов: определяет перечень веществ, объемы, режимы работы оборудования и параметры выбросов.
-
Определение характеристик выбросов: расчёты и/или замеры
В зависимости от типа источников (организованные, неорганизованные, ПИВ) применяются утвержденные методики расчета или выполняются замеры. Для организованных источников дополнительно оформляются протоколы замеров.
-
Оформление результатов в виде отчета
Все данные сводятся в единый отчет об инвентаризации источников выбросов, который впоследствии используется при разработке проекта ПДВ и других экологических документов.
Когда требуется корректировка инвентаризации
Корректировка данных инвентаризации выбросов требуется в следующих случаях:
- Изменение технологических процессов, оборудования или используемого сырья, повлекшее за собой изменение состава и/или объема выбросов;
- Несоответствие между данными, указанными в ранее составленном отчете, и фактическими характеристиками выбросов;
- Установка, замена или вывод из эксплуатации газоочистных установок и систем фильтрации, влияющих на объём и состав выбросов;
- Внесение изменений в природоохранное законодательство, в том числе в методики расчета выбросов, влекущих за собой необходимость пересмотра данных;
- Иные случаи, предусмотренные правилами эксплуатации оборудования или предписаниями надзорных органов.
Если корректировка необходима, её следует провести не позднее одного года с момента наступления соответствующих изменений.
Особенности проведения инвентаризации выбросов
Проведение инвентаризации включает ряд нюансов, которые важно учитывать для соблюдения законодательства и получения корректных результатов:
-
Необходимо правильно выбирать метод — расчётный или инструментальный — в зависимости от типа источника. Для организованных источников с установленными пыле- и газоочистными установками (ПГУ) применяются исключительно инструментальные замеры.
-
Все организованные источники в большинстве случаев подлежат обследованию инструментальным способом.
-
Если на объекте есть передвижные источники (транспорт), их необходимо учитывать отдельно в соответствии с требованиями Приказа № 871. В ряде случаев ранее составленные отчёты подлежат корректировке.
-
Все сведения, включаемые в отчёт, должны быть подтверждены исходными данными предприятия:
- паспортами оборудования;
- сертификатами качества;
- результатами испытаний;
- проектной документацией;
- результатами инструментальных замеров.
Следование этим требованиям позволяет обеспечить достоверность отчёта и избежать замечаний со стороны контролирующих органов.
Ответственность и штрафы
Нарушения экологического законодательства могут повлечь за собой штрафы и приостановку деятельности предприятия.
Если предприятие осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферу без отчета об инвентаризации:
- до 100 000 рублей по статье 8.1 КоАП РФ;
- до 80 000 рублей по статье 8.5 КоАП РФ за сокрытие или искажение экологической информации.
В тяжёлых случаях возможно привлечение к ответственности по статье 251 УК РФ — за загрязнение атмосферы, с санкциями вплоть до обязательных работ или ареста.
При повторных нарушениях или игнорировании предписаний надзорных органов деятельность предприятия может быть временно приостановлена. Размер штрафов по КоАП РФ составляет:
- Для должностных лиц — от 2 000 до 5 000 рублей;
- Для юридических лиц — от 20 000 до 100 000 рублей.
Отчет об инвентаризации источников выбросов
Отчет об инвентаризации — это итоговый документ, включающий полную информацию о выявленных источниках выбросов, их характеристиках, объемах и составе выбрасываемых загрязняющих веществ. Он используется как исходный документ для постановки объекта на государственный учет и присвоения ему категории воздействия (свидетельство НВОС).
Документ служит основанием для разработки проектов:
- предельно допустимых выбросов (ПДВ);
- санитарно-защитной зоны (СЗЗ);
- программы производственного экологического контроля (ПЭК);
- плана снижения выбросов при неблагоприятных метеоусловиях (НМУ);
- комплексного экологического разрешения (КЭР).
Кроме того, на основании данных отчета производится расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также заполняется ежегодная форма статистической отчетности — 2-ТП (воздух).
Качественно подготовленный отчет помогает не только выполнить требования законодательства, но и наладить системный экологический контроль на предприятии.
[DETAIL_PICTURE] =>
[DATE_ACTIVE_FROM] =>
)
[PROPERTIES] => Array
(
[PHOTOS] => Array
(
[ID] => 93
[TIMESTAMP_X] => 2025-06-02 04:11:11
[IBLOCK_ID] => 17
[NAME] => Галерея
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => PHOTOS
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => F
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => Y
[XML_ID] => 4
[FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => Y
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{}
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[VALUE] =>
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Галерея
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[DOCUMENTS] => Array
(
[ID] => 94
[TIMESTAMP_X] => 2025-06-02 04:11:11
[IBLOCK_ID] => 17
[NAME] => Файлы
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => DOCUMENTS
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => F
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => Y
[XML_ID] => 116
[FILE_TYPE] => doc, txt, rtf, xls, xlsx, docx, pdf, jpg, jpeg, png, ppt, tif
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => Y
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{}
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[VALUE] =>
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Файлы
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[LINK_GOODS] => Array
(
[ID] => 95
[TIMESTAMP_X] => 2025-06-02 04:11:11
[IBLOCK_ID] => 17
[NAME] => Программы обучения
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => LINK_GOODS
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => E
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => Y
[XML_ID] => 117
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 12
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => Y
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{}
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[VALUE] =>
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Программы обучения
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[FORM_ORDER] => Array
(
[ID] => 96
[TIMESTAMP_X] => 2025-06-02 04:11:11
[IBLOCK_ID] => 17
[NAME] => Заказ услуги
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => FORM_ORDER
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => L
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => C
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] => 118
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => Y
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{}
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] => 19876
[VALUE] => Да
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] => Да
[VALUE_XML_ID] => YES
[VALUE_SORT] => 500
[VALUE_ENUM_ID] => 46
[~VALUE] => Да
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Заказ услуги
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[FORM_QUESTION] => Array
(
[ID] => 97
[TIMESTAMP_X] => 2025-06-02 04:11:11
[IBLOCK_ID] => 17
[NAME] => Задать вопрос
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => FORM_QUESTION
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => L
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => C
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] => 119
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => Y
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{}
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] => 19877
[VALUE] => Да
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] => Да
[VALUE_XML_ID] => YES
[VALUE_SORT] => 500
[VALUE_ENUM_ID] => 47
[~VALUE] => Да
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Задать вопрос
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[PHOTOPOS] => Array
(
[ID] => 98
[TIMESTAMP_X] => 2025-06-02 04:11:11
[IBLOCK_ID] => 17
[NAME] => Расположение фото
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => PHOTOPOS
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => L
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] => 120
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{}
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] => 19878
[VALUE] => Слева
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] => Слева
[VALUE_XML_ID] => LEFT
[VALUE_SORT] => 500
[VALUE_ENUM_ID] => 48
[~VALUE] => Слева
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Расположение фото
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[LINK_STUDY] => Array
(
[ID] => 99
[TIMESTAMP_X] => 2025-06-02 04:11:11
[IBLOCK_ID] => 17
[NAME] => Курсы
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => LINK_STUDY
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => E
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => Y
[XML_ID] => 235
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 14
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => Y
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{}
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[VALUE] =>
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Курсы
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[TAGS] => Array
(
[ID] => 175
[TIMESTAMP_X] => 2025-06-02 04:11:11
[IBLOCK_ID] => 17
[NAME] => Теги
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => TAGS
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => L
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => Y
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] =>
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[VALUE] =>
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[VALUE_ENUM_ID] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Теги
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[VIDEO] =>
)
[DISPLAY_PROPERTIES] => Array
(
[FORM_QUESTION] => Array
(
[ID] => 97
[TIMESTAMP_X] => 2025-06-02 04:11:11
[IBLOCK_ID] => 17
[NAME] => Задать вопрос
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => FORM_QUESTION
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => L
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => C
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] => 119
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => Y
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{}
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] => 19877
[VALUE] => Да
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] => Да
[VALUE_XML_ID] => YES
[VALUE_SORT] => 500
[VALUE_ENUM_ID] => 47
[~VALUE] => Да
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Задать вопрос
[~DEFAULT_VALUE] =>
[DISPLAY_VALUE] => Да
)
[FORM_ORDER] => Array
(
[ID] => 96
[TIMESTAMP_X] => 2025-06-02 04:11:11
[IBLOCK_ID] => 17
[NAME] => Заказ услуги
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => FORM_ORDER
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => L
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => C
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] => 118
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => Y
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{}
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] => 19876
[VALUE] => Да
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] => Да
[VALUE_XML_ID] => YES
[VALUE_SORT] => 500
[VALUE_ENUM_ID] => 46
[~VALUE] => Да
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Заказ услуги
[~DEFAULT_VALUE] =>
[DISPLAY_VALUE] => Да
)
[PHOTOPOS] => Array
(
[ID] => 98
[TIMESTAMP_X] => 2025-06-02 04:11:11
[IBLOCK_ID] => 17
[NAME] => Расположение фото
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => PHOTOPOS
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => L
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] => 120
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{}
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] => 19878
[VALUE] => Слева
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] => Слева
[VALUE_XML_ID] => LEFT
[VALUE_SORT] => 500
[VALUE_ENUM_ID] => 48
[~VALUE] => Слева
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Расположение фото
[~DEFAULT_VALUE] =>
[DISPLAY_VALUE] => Слева
)
)
[IBLOCK] => Array
(
[ID] => 17
[~ID] => 17
[TIMESTAMP_X] => 02.06.2025 04:11:11
[~TIMESTAMP_X] => 02.06.2025 04:11:11
[IBLOCK_TYPE_ID] => aspro_scorp_content
[~IBLOCK_TYPE_ID] => aspro_scorp_content
[LID] => s1
[~LID] => s1
[CODE] => aspro_scorp_articles
[~CODE] => aspro_scorp_articles
[API_CODE] =>
[~API_CODE] =>
[NAME] => Статьи
[~NAME] => Статьи
[ACTIVE] => Y
[~ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[~SORT] => 500
[LIST_PAGE_URL] => /articles/
[~LIST_PAGE_URL] => /articles/
[DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/articles/#ELEMENT_CODE#/
[~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/articles/#ELEMENT_CODE#/
[SECTION_PAGE_URL] =>
[~SECTION_PAGE_URL] =>
[CANONICAL_PAGE_URL] =>
[~CANONICAL_PAGE_URL] =>
[PICTURE] =>
[~PICTURE] =>
[DESCRIPTION] =>
[~DESCRIPTION] =>
[DESCRIPTION_TYPE] => text
[~DESCRIPTION_TYPE] => text
[RSS_TTL] => 24
[~RSS_TTL] => 24
[RSS_ACTIVE] => Y
[~RSS_ACTIVE] => Y
[RSS_FILE_ACTIVE] => N
[~RSS_FILE_ACTIVE] => N
[RSS_FILE_LIMIT] =>
[~RSS_FILE_LIMIT] =>
[RSS_FILE_DAYS] =>
[~RSS_FILE_DAYS] =>
[RSS_YANDEX_ACTIVE] => N
[~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N
[XML_ID] => aspro_scorp_articles_s1
[~XML_ID] => aspro_scorp_articles_s1
[TMP_ID] => 4d74066132a0887886cac48fdff79c6f
[~TMP_ID] => 4d74066132a0887886cac48fdff79c6f
[INDEX_ELEMENT] => Y
[~INDEX_ELEMENT] => Y
[INDEX_SECTION] => N
[~INDEX_SECTION] => N
[WORKFLOW] => N
[~WORKFLOW] => N
[BIZPROC] => N
[~BIZPROC] => N
[SECTION_CHOOSER] => L
[~SECTION_CHOOSER] => L
[LIST_MODE] =>
[~LIST_MODE] =>
[RIGHTS_MODE] => S
[~RIGHTS_MODE] => S
[SECTION_PROPERTY] => Y
[~SECTION_PROPERTY] => Y
[PROPERTY_INDEX] => I
[~PROPERTY_INDEX] => I
[VERSION] => 1
[~VERSION] => 1
[LAST_CONV_ELEMENT] => 0
[~LAST_CONV_ELEMENT] => 0
[SOCNET_GROUP_ID] =>
[~SOCNET_GROUP_ID] =>
[EDIT_FILE_BEFORE] =>
[~EDIT_FILE_BEFORE] =>
[EDIT_FILE_AFTER] =>
[~EDIT_FILE_AFTER] =>
[SECTIONS_NAME] => Разделы
[~SECTIONS_NAME] => Разделы
[SECTION_NAME] => Раздел
[~SECTION_NAME] => Раздел
[ELEMENTS_NAME] => Статьи
[~ELEMENTS_NAME] => Статьи
[ELEMENT_NAME] => Статья
[~ELEMENT_NAME] => Статья
[REST_ON] => N
[~REST_ON] => N
[FULLTEXT_INDEX] => N
[~FULLTEXT_INDEX] => N
[EXTERNAL_ID] => aspro_scorp_articles_s1
[~EXTERNAL_ID] => aspro_scorp_articles_s1
[LANG_DIR] => /
[~LANG_DIR] => /
[SERVER_NAME] => ptl-pro.ru
[~SERVER_NAME] => ptl-pro.ru
)
[SECTION] => Array
(
[PATH] => Array
(
)
)
[SECTION_URL] =>
[META_TAGS] => Array
(
[TITLE] => Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в 2025 году
[ELEMENT_CHAIN] => Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в 2025 году
[BROWSER_TITLE] => Инвентаризация источников выбросов в атмосферу 2025: сроки, этапы, штрафы и требования
[KEYWORDS] =>
[DESCRIPTION] => Кто обязан проводить инвентаризацию выбросов в 2025 году. Требования, этапы проведения проверки и корректировки. Как подготовить отчет и избежать штрафов — статья компании Потенциал ☎ +7 (905) 663-00-40
)
[GALLERY] => Array
(
)
[VIDEO] => Array
(
)
)